- ГОСТ Р МЭК 60034-2-1-2009: Машины электрические вращающиеся. Часть 2-1. Стандартные методы определения потерь и коэффициента полезного действия вращающихся электрических машин (за исключением машин для подвижного состава)
Терминология ГОСТ Р МЭК 60034-2-1-2009: Машины электрические вращающиеся. Часть 2-1. Стандартные методы определения потерь и коэффициента полезного действия вращающихся электрических машин (за исключением машин для подвижного состава) оригинал документа:
3.4.2.3.2 вентиляционные потери: Суммарные потери от аэродинамического трения во всех частях машины, включая энергию, потребляемую вентиляторами, установленными на валу, и двигателями независимой вентиляции, установленными на машине.
Примечание 1 - Потери в независимой вентиляционной системе должны быть приведены отдельно.
Примечание 2 - Для машин, косвенно или непосредственно охлаждаемых водородом, см. МЭК 60034-1.
Определения термина из разных документов: вентиляционные потери3.2.3 динамометрическое испытание: Испытание в соответствии с 3.2.2 при измерении вращающего момента посредством динамометра.
Определения термина из разных документов: динамометрическое испытание3.4.5 добавочные потери под нагрузкой PLL: Потери в стали и конструктивных металлических частях, вызванные током нагрузки; потери от вихревых токов в обмоточных проводах, вызванные зависящими от тока нагрузки пульсациями потока, а также добавочные потери в щеточном узле, вызванные коммутацией.
Примечание - Добавочные потери под нагрузкой не включают добавочные потери на холостом ходу по 3.4.2.2.
Определения термина из разных документов: добавочные потери под нагрузкой PLL3.3.3 испытание без нагрузки: Испытание, при котором машина в двигательном режиме работает на холостом ходу (без нагрузки на валу) или в генераторном режиме с разомкнутыми выходными клеммами.
Определения термина из разных документов: испытание без нагрузки3.2.2 испытание для определения механической мощности на валу: Испытание, при котором механическая выходная мощность машины, работающей в двигательном режиме, определяется по результатам измерений вращающего момента на валу и скорости вала с помощью датчиков. Испытание для машины, работающей в генераторном режиме, проводится аналогичным способом.
Определения термина из разных документов: испытание для определения механической мощности на валу3.3.7 испытание коротким замыканием (синхронные машины): Испытание, при котором машина работает как генератор с короткозамкнутыми выходными клеммами.
Определения термина из разных документов: испытание коротким замыканием (синхронные машины)3.3.9 испытание по схеме «звезда»: Испытание при питании несимметричным напряжением обмотки статора, соединенной в звезду.
Определения термина из разных документов: испытание по схеме3.2.4 испытание при двойном питании с двухмашинным агрегатом: Испытание, при котором две идентичные машины соединены механически и суммарная мощность потерь обеих машин измеряется как разность между электрической мощностью на входе одной из машин и электрической мощностью на выходе другой.
Определения термина из разных документов: испытание при двойном питании с двухмашинным агрегатом3.3.6 испытание с вынутым ротором и обратным вращением (асинхронные машины): Комплексное испытание, при котором потери определены сначала при испытании с вынутым ротором, а затем при испытании с ротором, вращающимся в направлении, противоположном полю.
Определения термина из разных документов: испытание с вынутым ротором и обратным вращением (асинхронные машины)3.3.2 испытание с двухмашинным агрегатом при питании от одной сети: Испытание, при котором две идентичные машины соединены механически и питаются от одного источника. Сумма потерь обеих машин равна мощности, суммарно потребляемой от источника питания.
Определения термина из разных документов: испытание с двухмашинным агрегатом при питании от одной сети3.3.8 испытание с заторможенным ротором: Испытание, при котором ротор заблокирован и не вращается.
Определения термина из разных документов: испытание с заторможенным ротором3.3.4 испытание с нулевым коэффициентом мощности (синхронные машины): Испытание перевозбужденной синхронной машины без нагрузки на валу, которая работает с близким к нулю коэффициентом мощности.
Определения термина из разных документов: испытание с нулевым коэффициентом мощности (синхронные машины)3.5.1 линейное напряжение: среднее арифметическое значение линейных напряжений.
Определения термина из разных документов: линейное напряжение3.5.3 линейное сопротивление: среднее арифметическое сопротивлений между всеми клеммами фаз питания.
Примечание 1 - Для трехфазных машин при соединении в звезду сопротивление фазы равно половине линейного сопротивления. Для соединения в треугольник сопротивление фазы равно полутора линейного сопротивления.
Примечание 2 - В разделах 7, 8 и 9 пояснения и уравнения приведены для машин с тремя фазами, если иное не оговорено.
Определения термина из разных документов: линейное сопротивление3.5.2 линейный ток: среднее арифметическое значение линейных токов.
Определения термина из разных документов: линейный ток3.3.5 метод схемы замещения (асинхронные машины): Испытание, при котором потери определены с помощью эквивалентной схемы замещения.
Определения термина из разных документов: метод схемы замещения (асинхронные машины)3.4.3.4 мощность возбуждения от независимого источника Р1Е: Мощность, передаваемая от независимого источника энергии и представляющая собой:
- для возбудителей типов а) и б) - мощность возбудителя (сеть постоянного тока или синхронный возбудитель) или мощность на статорной обмотке (индукционный возбудитель). Она составляет часть потерь возбудителя PEd (и добавочных потерь в индукционном возбудителе), в то время как большая часть Ре проходит через вал;
- для возбудителей типов в) и г) - потери в цепи возбуждения, Р1Е = Ре;
- для возбудителя типа д) - Р1Е = 0, мощность возбуждения проходит полностью через вал; для машин с возбуждением от постоянного магнита Р1Е = 0.
Типы возбудителя должны соответствовать 3.4.3.3.
Определения термина из разных документов: мощность возбуждения от независимого источника Р1Е3.3.1 общее определение: Испытание, при котором КПД определяется косвенно путем измерения входной или выходной мощности и мощности потерь. Мощность потерь добавляется к выходной мощности, чтобы получить входную, или вычитается из входной мощности для определения выходной.
Определения термина из разных документов: общее определение3.4.2.1 постоянные потери Р с: Сумма потерь в стали, трения и вентиляционных потерь.
Определения термина из разных документов: постоянные потери Р с3.4.3.3 потери в возбудителе PEd: Потери, определяющиеся для различных систем возбуждения следующим образом:
а) возбудитель на валу машины
Потери в возбудителе - мощность, потребляемая валом возбудителя (за вычетом потерь на трение и сопротивление воздуха), плюс мощность Р1Е, потребляемая возбудителем от независимого источника, минус полезная мощность, которую возбудитель обеспечивает на своих выходных клеммах. Полезная мощность на выходных клеммах возбудителя равна потерям в обмотках возбуждения питаемой им машины согласно 3.4.3.2 в сумме (в случае синхронной машины) с электрическими потерями в щеточном узле согласно 3.4.3.5.
Если возбудитель может быть отсоединен и испытан отдельно, то его потери могут быть определены в соответствии с 5.3.
Если возбудитель использует отдельные вспомогательные источники питания, то их потребляемая мощность должна быть включена в потери возбудителя, если только она не учтена уже в потреблении основной машины;
б) бесщеточный возбудитель
Потери, равные мощности, потребляемой валом возбудителя, за вычетом потерь на трение и сопротивление воздуха (если соответствующее испытание проведено на соединенной с возбудителем машине) плюс мощность Р1Е, потребляемая от независимого источника обмоткой возбуждения возбудителя или статора, если возбудитель - асинхронная машина, минус полезная мощность, которую возбудитель обеспечивает на своих выходных клеммах.
Во всех случаях, когда возбудитель использует отдельные вспомогательные источники питания, их потребляемая мощность должна быть включена в потери возбудителя, если только она не учтена уже в потреблении основной машины.
Если возбудитель может быть отсоединен и испытан отдельно, то его потери могут быть определены в соответствии с 5.3;
в) независимый электромашинный возбудитель
Потери в возбудителе - разница между суммарной мощностью, потребляемой приводным двигателем, всеми вспомогательными источниками питания приводного двигателя и возбудителя, и полезной мощностью возбуждения согласно 3.4.3.2 и 3.4.3.4. Потери возбудителя могут быть определены согласно 5.3;
г) статическая система возбуждения (статический возбудитель)
Потери системы возбуждения - разница между суммарной мощностью, потребляемой от основного и вспомогательных источников системы возбуждения, и мощностью, подаваемой на возбуждение, согласно 3.4.3.2 и 3.4.3.4.
При питании системы возбуждения от трансформатора его потери также должны быть учтены;
д) возбуждение с помощью дополнительной обмотки (самовозбуждение)
Потери в цепи возбуждения - потери в меди вспомогательной (вторичной) обмотки и дополнительные потери в стали, производимые высшими гармониками потока. Дополнительные потери в стали определяются как разница между потерями, возникающими при нагруженной и ненагруженной вспомогательной обмотке.
Ввиду сложности разделения составляющих потерь возбуждения рекомендуется рассматривать их как часть потерь в статоре при определении суммарных потерь.
В случаях в) и г) необходимо учитывать потери в источнике питания цепи возбуждения, в соединениях между источником и щетками (для синхронной машины) или между источником и клеммами обмотки возбуждения (для машины постоянного тока).
Если система возбуждения содержит компоненты, перечисленные в случаях б) - д), потери возбуждения будут включать составляющие, представленные в приложении В.
Определения термина из разных документов: потери в возбудителе PEd3.4.4.2 потери в обмотках: Тепловые потери в активных сопротивлениях обмоток, равные I2R. Для различных типов машин эти потери распределены:
- в якорной обмотке машины постоянного тока;
- в статорных и роторных обмотках асинхронных машин;
- в статорных обмотках синхронных машин.
Определения термина из разных документов: потери в обмотках3.4.3.2 потери в обмотке возбуждения Pf: Потери, равные произведению тока возбуждения Iе на напряжение возбуждения Ue.
Определения термина из разных документов: потери в обмотке возбуждения Pf3.4.2.2 потери в стали Pfe: Потери в активных частях стали и дополнительные потери холостого хода в других металлических деталях.
Определения термина из разных документов: потери в стали Pfe3.4.3.1 потери в цепи возбуждения Р е: Сумма потерь в обмотке возбуждения (см. 3.4.3.2), потерь в возбудителе (см. 3.4.3.3) и для синхронных машин электрические потери щеточного узла (см. 3.4.3.5), если они есть.
Определения термина из разных документов: потери в цепи возбуждения Р е3.4.6 потери короткого замыкания Psc: Потери в синхронной машине и в машине постоянного тока при короткозамкнутой якорной обмотке, зависящие от тока.
Определения термина из разных документов: потери короткого замыкания Psc3.4.4.1 потери от нагрузки Р: Сумма потерь (I2R) в обмотках (см. 3.4.4.2) и щеточных потерь (см. 3.4.4.3), если они есть.
Определения термина из разных документов: потери от нагрузки Р3.4.2.3.1 потери трения: Потери на трение в подшипниках и щеточно-коллекторном узле (если они не зависят от скорости), исключая любые потери в независимой системе смазки. Потери в подшипниках должны быть установлены отдельно, независимо от того, поставляются ли они с машиной. Потери в подшипниках зависят от их рабочей температуры, типа масла и его температуры.
Примечание 1 - Когда имеются потери в независимой системе смазки, они должны быть учтены отдельно.
Для вертикальных машин потери в упорных подшипниках должны быть определены без учета внешних осевых нагрузок.
Примечание 2 - Дополнительные потери от внешней осевой нагрузки могут быть определены отдельным соглашением, которое должно включать величину осевой нагрузки, температуру подшипников, тип масла и его температуру.
Примечание 3 - Потери трения от осевой нагрузки могут быть определены отдельным соглашением.
Если в испытуемой машине используется прямое охлаждение подшипников, потери распределяются между данной машиной и другой, соединенной с ней механически, например турбиной, пропорционально массам их вращающихся деталей. Если нет прямого охлаждения, то распределение потерь должно быть определено эмпирическими формулами по отдельному соглашению.
Определения термина из разных документов: потери трения3.4.1 суммарные потери Р Т: Потери, представляющие собой разницу между входной и выходной мощностью, равную сумме постоянных (см. 3.4.2) и переменных потерь (см. 3.4.4), дополнительных переменных потерь (см. 3.4.5), а также потерь в цепи возбуждения (см. 3.4.3).
Определения термина из разных документов: суммарные потери Р Т3.4.3.5 щеточные потери Р b (в цепи возбуждения): Электрические потери в щетках (включая потери в контакте) синхронных машин с независимым возбуждением.
Определения термина из разных документов: щеточные потери Р b (в цепи возбуждения)3.4.4.3 щеточные потери Р b (в цепи нагрузки): Потери в щеточном узле (включая потери в контакте) в якорной цепи машин постоянного тока и в асинхронных машинах с фазным ротором.
Определения термина из разных документов: щеточные потери Р b (в цепи нагрузки)
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.